Каждое государство самостоятельно определяет для себя, насколько активно оно будет вмешиваться в процесс управления национальными финансовыми рынками (валютным, срочным, денежным и фондовым). Но выделяют две основных модели регулирования и управления финансовыми рынками, о характерных особенностях мы расскажем ниже.
Управление финансовыми рынками
Управление финансовыми рынками осуществляется согласно одной из двух моделей, первая из которых предусматривает жёсткое государственное регулирование, а вторая – саморегулирование рынка.
Согласно первой концепции управление рынком ценных бумаг и другими финансовыми рынками возлагается в первую очередь на государственные органы. Незначительная часть полномочий при этом передаётся СРО (саморегулируемым организациям) – объединениям профессиональных участников рынков ценных бумаг и валюты.
Вторая модель регулирования финансовых рынков, наоборот, предусматривает необходимость передачи основных функций СРО. При этом государство оставляет за собой контролирующие функции и право вмешаться в управление финансовыми рынками в любой момент. Например, в США СРО отведено особое место в системе контроля валютного и фондового рынка.
В целом, в мире преобладает практика государственного управления фондовым рынком и другими финансовыми рынками. При этом большая часть государств возлагает функции по управлению финансовыми рынками на специальные ведомства (комиссии). Регулирование рынков также часто вменяется в обязанность Министерству финансов или Центробанку.
В идеале оптимальной моделью управления финансовым рынком является «золотая середина» между централизованным регулированием и коллегиальным контролем рынков СРО.
Управление рынком ценных бумаг в РФ
Эффективное управление рынком ценных бумаг подразумевает регулирование и контроль деятельности всех участников РЦБ: эмитентов, инвесторов и профессиональных участников. В РФ контролирующие функции возлагаются в первую очередь на государство в лице Банка России и ФАС (Федеральной антимонопольной службы). Из имеющих на отечественном рынке бумаг вес СРО можно выделить только НАУФОР – Национальную ассоциацию участников фондового рынка.
Система государственного управления рынком ценных бумаг в РФ включает органы регулирования и контроля, а также нормативные акты, на которые участники рынка опираются в своей работе. Существует две формы государственного управления РЦБ: прямое (административное) и косвенное (экономическое).
Прямое управление рынком ценных бумаг включает следующие меры:
- установление требований к участникам РЦБ и лицензирование профессиональной деятельности
- регистрацию эмиссии ЦБ и участников фондового рынка
- информирование о работе рынка всех его участников и поддержка правопорядка на РЦБ.
Косвенным путём государство влияет на отечественный фондовый рынок с помощью экономических рычагов – денежной политики, системы налогообложения и т.п.