Управление кредитными рисками коммерческого банка

Кредитный риск банка – это риск нарушения заёмщиком условий договора (другого рода невыполнения обязательств). В основе управления кредитными рисками коммерческого банка лежит выявление причин нежелания или невозможности выполнения должником своих обязательств. Эффективное управление кредитными рисками банка призвано решить несколько задач – от мониторинга и оценки риска до поиска методов его снижения.

Управление кредитными рисками банка

Управление кредитными рисками коммерческого банка вменяется в обязанности специально созданным для этого в организационной структуре финучреждения подразделениям. Подобные отделы занимаются организацией и координацией работ по выявлению, оценке и минимизации финансовых рисков банка, в том числе и кредитных.

Принято выделять три цели управления кредитными рисками банка:

  • предупреждение риска путём устранения предпосылок для его возникновения
  • поддержка уровня риска в установленных рамках – с учётом стратегии финучреждения и требований Центробанка.
  • минимизация риска при уже заданных конкретных условиях.

Управление кредитными рисками банка включает несколько основных этапов: оценка, измерение, контроль и мониторинг. В связи с тем, что уровень индивидуального кредитного риска может изменяться по мере ухудшения финансового положения должника, периодический мониторинг кредитного риска по портфелю необходим даже в том случае, когда финучреждение не выдаёт новые ссуды.

Управление кредитными рисками коммерческого банка: оценка и страхование

Для успешного управления кредитными рисками банки разрабатывают методы оценки заёмщиков, предусматривающие применение различных методик и статистических моделей.

В процессе управления кредитным риском коммерческого банка используются разные методы его оценки. Одни из них основаны на использовании сведений о прошлых займах клиента, другие базируются на анализе информации о нём и сравнении её с рядом предварительно рассчитанных критериев.

Особой популярностью в финучреждениях пользуются методы оценки потенциальных клиентов с помощью статистических моделей, позволяющих разработать стандартные подходы к составлению объективного «портрета» должника и определить критерии для разделения заёмщиков на надёжных и неблагонадёжных.

За рубежом в рамках управления кредитным риском коммерческого банка чаще всего используется метод скоринга – оценки на основе нескольких переменных и сравнения показателей конкретного заёмщика с заранее определёнными «эталонными» значениями. Скоринговые модели активно применяются в процессе управления кредитным риском банка, так как позволяют и оценить уже предоставленные займы, и отобрать потенциальных надёжных заёмщиков.

Отметим также, что управление кредитными рисками коммерческого банка невозможно без их (рисков) страхования. Существует внешнее страхование рисков (осуществляют сторонние страховщики) и самострахование банков. В последнем случае банк самостоятельно формирует резервы на случай потерь по кредитным операциям.

Комментарии закрыты.